«Великобритания плюс Центральная Азия 2024»
Великобритания объявила о намерении провести первый саммит в формате «Пять плюс», со странам Центральной Азии. Аналогичные форматы с участием других стран Запада реализовались с 2004 года, начало которому положила Япония. За последние 20 лет США, Южная Корея, Индия, ЕС, Китай, Россия, Германия также провели ряд саммитов «пять плюс». Подключение к этому формату Великобритании, было анонсировано в октябре 2023, после того как был опубликован доклад комитета по международным делам Палаты Общин парламента Великобритании — «Страны на перепутье: участие Великобритании в Центральной Азии». Несмотря на отсутствие точной даты и места проведения этого саммита, не претендуя на детальное изучение британской политики в Центральной Азии, все же, представляется интересным обозначить наиболее важные моменты участия Великобритании в истории региона и, частично, его современного периода.
На протяжении длительного времени Великобритания рассматривалась как один из традиционных игроков, который всегда либо участвовал непосредственно, либо присутствовал на «заднем фоне» большого количества исторических событий на обширном пространстве Евразии — от Китая и Индии до Ирана, Туркестана и Кавказа. В большинстве случаев, эти события не имели положительного характера и для многих народов Великобритания всегда ассоциировались с колониализмом, угнетением и контролем.
В действительности, на Востоке трудно найти страну, чей народ не пострадал бы от колониального управления, либо политики Британии. Тем не менее, нахождение Центральной Азии в составе Российской Империи хотя и внешне оградили народы региона от британского колониального управления, но это не избавило их от постоянных попыток вмешательства и деструктивных действий со стороны Великобритании. Весь период с 1917 по 1943 годы был ознаменован действиями басмаческого движения, которые были активны вплоть до середины второй мировой войны и закончились с решением открыть «второй фронт» западными союзниками.
Время «холодной войны» также не было спокойным — Великобритания вместе с США вели длительную оперативную деятельность против СССР, в том числе и на территории Средней Азии, которая достигла наибольшего пика в период военных действий СССР на территории Афганистана. Именно этот период весь британский опыт работы с мусульманскими группами и организациями Афганистана и Пакистана, Индии (бывших британских владений) оказался востребованным. Более того, он был передан США, которые обладая большими ресурсами и прагматичным подходом использовали его с максимальной эффективностью и на долгосрочной основе — движение моджахедов, а затем и другой их проект — Талибан, не говоря уже о выросших на этой почве террористических организаций Аль-Каиды и ДАИШ — всему этому дало начало англо-американское вмешательство в дела Восточных стран.
Наиболее важные этапы и особенности подходов Великобритании в ЦА.
Распад СССР в Англии был воспринят вполне прагматично — для Лондона впервые открывался оперативный простор в Центральной Азии, который он, впрочем, не торопился заполнить. Особенностью британской политики всегда было умение работать с политическими элитами и олигархическими кругами стран, тем более что условия в России и в Центральной Азии это позволяли. В период когда инвестиции западных стран начали поступать в нефтегазовый, ресурсодобывающий (включая драгоценные металлы) отрасли, присутствие Великобритании было невелико, в сравнении с США и другими странами, однако, большой финансовый поток от сверхприбыли из этих стран стал размещаться в Лондоне и этот факт необходимо всегда принимать во внимание при анализе внешней политики Великобритании в Центральной Азии.
В стратегическом плане такая политика оправдана — она позволяет не тратить большие средства на инициативы в регионе, однако концентрировать свое влияние на политические элиты и тесно связанные с ними группы олигархов, для которых Лондон, Брюссель и Цюрих всегда будут оставаться главными центрами размещения своих финансовых активов. В этом плане подходы Англии имеют сходство с политикой Израиля в ЦА, который также полагается на тесные отношения с политической элитой и олигархические группы государств региона.
Одновременно с военным присутствием США в Афганистане и Центральной Азии после событий 2001 года, Англия также расширила свою активность в регионе, работая в регионе против интересов России, Китая и Ирана. Поддержка экстремистских, радикальных и террористических групп, таких как Хизб-ут-Тахрир, Исламское Движение Узбекистана, Исламское Движение Восточного Туркестана, Союз Исламского Джихада совместно с США, создавали постоянный фон угроз как для правительств стран ЦА, так и их основных партнеров. События в Сирии с 2011 года вообще синхронизировали террористические угрозы не только в Евразии, но и по всему миру, благодаря политике США и Британии, которые создали и использовали террористов Аль-Каиды и ДАИШ в Сирии и Ираке в своих попытках переустройства Ближнего Востока и Центральной Азии.
С 2007 по 2021 года ее официальная политика реализовалась в рамках «Стратегии ЕС по Центральной Азии от 2007 года», которая сама была довольно непонятной и безрезультатной, не говоря уже о том, что политика Великобритании сама по себе не имела концептуальных очертаний. Формат отношений «Центральная Азия плюс», начатый Японией в 2004 году к настоящему времени был подхвачен США, Южной Кореей, Индией, ЕС, Китаем и Россией. Тот факт, что теперь Великобритания будет реализовывать аналогичный формат отношений можно объяснять многими причинами, однако главная из них кроется в том, сейчас на фоне обострения борьбы за новый мировой порядок, США нуждаются в помощи и именно на пространстве Центральной Азии — сосредоточении интересов России, Китая и Ирана.
Основные идеи стратегического документа по ЦА
В октябре 2023 был опубликован доклад комитета по международным делам Палаты Общин парламента Великобритании — «Страны на перепутье: участие Великобритании в Центральной Азии» в котором довольно подробно рассматриваются не только причины, по которым Англия должна принимать участие в делах региона, но и приводится целый перечень инструментов, которые может использовать Лондон для реализации своей долгосрочной стратегии в Центральной Азии. Рассматривая в общем этот документ, его нельзя назвать концептуальным, либо содержащим серьезные внешнеполитические положения и фундаментальное видение международных отношений в целом. Это скорее всего довольно детальный и прагматичный документ о том, как и каким образом Великобритания может достигнуть своих целей в регионе, используя современные возможности. Единственное, что выдает в нем концептуальность, это отсылка к идее о «мировом порядке, основанном на правилах» — как теоретической и идеологической основы мировой гегемонии западных стран.
Говоря конкретно же, тот этот документ является аналитической базой для разработки подхода Великобритании к Центральной Азии в рамках известного формата «Пять плюс». Является интересным, что в докладе исходят изначально из весьма спорных позиций, в определении ситуации в регионе и, на этой основе, строят свои рекомендации для дальнейшей выработки позиции по саммиту «Пять плюс», который планируется провести в этом году. В частности, в докладе отмечается, что страны ЦА стремятся уйти от влияния России в торговле и в культурном плане, но им это сложно сделать ввиду близких связей с Россией. Дается весьма спорная оценка потенциалу ОДКБ как гаранту безопасности, утверждая, что страны региона более не доверяют России, из-за военной операции на Украине и не верят в дееспособность этой организации. Отмечается, что Россия сейчас крайней зависит от стран ЦА, так как те помогают ей обходить санкции.
При этом, отмечается, что все страны сейчас понимают возросшее внимание к ним со стороны Запада и других стран и будут стараться получить от этого максимальную выгоду. В частности, говориться, что региональные инициативы таких стран как Китай, США, ЕС, Турции, Ирана и Эмиратов благосклонно воспринимаются в ЦА и это идет в ущерб России. Особенно выделятся тезис о том, что в обществах стран ЦА наблюдается серьезный раскол между поколениями — молодые люди не желают знать русский язык и стараются говорить на национальном и на английском, показывая что ориентиры молодежи направлены исключительно на Запад.
Как видно из обобщения этого документа, базовые подходы Британии нельзя считать объективными, но однако очевидно другое — все они направлены на поиск слабых мест и уязвимостей в пространстве Центральной Азии, которые необходимы для реализацией своих программ присутствия в регионе и, как правило, они всегда долгосрочны.
Долгосрочный партнер.
Документ рекомендует проведение саммита «Центральная Азия плюс Великобритания» с целью показать, что она будет надежным долгосрочным партнером и важным другом. При этом, стратегия правительства Великобритании, регулирующая взаимодействие со странами региона, должна характеризоваться четкими долгосрочными целями с соответствующими, полностью финансируемыми, краткосрочными и среднесрочными действиями. В частности говориться, что предварительно, можно определить повестку предстоящего саммита для обсуждения вопросов возобновляемых источников энергии, по которому будут поставлены конкретные цели для действий.
Тем не менее, основной целью этого саммита, которая не скрывается, является разрыв связей стран региона с Россией и Китаем, под предлогом защиты суверенитета «государств от доминирующих соседей». В понимании Великобритании, страны региона не могут успешно реализоваться, если будут и дальше полагаться в своих связях на Россию и Китай. Хотя, объективности ради, в самом документе главным «злом» для Центральной Азии все же выступает Россия и страны находятся практически в заложниках. Однако положение уйгур в СУАР КНР и в странах ЦА также беспокоит Британию с точки зрения соблюдения прав человека.
В целом сам документ послужит основой для более детальной повестки как самого саммита «Пять плюс», так и новой стратегии Великобритании в регионе. Однако, в преддверие его проведения следует сделать несколько важных выводов. В частности:
- Является очевидным, что Британия вступает в активную фазу противодействия России, Китаю и Ирану на Евразийском континенте посредством усиления диалога с правительствами стран Центральной Азии.
- Действия Великобритании в регионе не следует рассматривать как отдельный фактор в ЦА, они являются частью координированных действий США, ЕС, Израиля, Японии и Южной Кореи по реализации стратегии доминирования и контроля в этой части евразийского континента.
- Великобритания не обладает самостоятельным и достаточными ресурсами для с масштабных действий в ЦА, однако она будет предпринимать отдельные инициативы в чувствительных областях — история, национальные вопросы, религия, религиозный экстремизм и терроризм.
- Активное участие Великобритании в делах Центральной Азии будет способствовать росту конфликтов на межнациональной почве, усугублению старых противоречий и появлению новых конфликтов в наиболее уязвимых местах.
Открытое объявление о начале новой политики Британии в Центральной Азии, конечно же не обозначает, что она начинает свои действия с «чистого листа» — ее интересы всегда были в регионе и они всегда ощущались. Возможно сейчас пришло время, когда эти действия более нет необходимости скрывать и Британия будет действовать более «открыто и напористо» (как и отмечается в документе). Между тем, является очевидным, что для стран Центральной Азии сейчас наступает один из критических моментов в своем развитии, когда на фоне успехов в сотрудничестве и решении межгосударственных проблем в регионе, углублении экономической интеграции в рамках ЕАЭС и части в проектах «Одного пояса и пути» и др появляются новые вызовы стабильности и безопасности.
Институт политических исследований «Usubaliev Institute»