III Минская конференция по Евразийской безопасности и принципы евразийского диалога.
Усубалиев Эсен
Минская международная конференция по Евразийской безопасности, в третий раз проходившая в столице Белоруси (28-29 октября), за короткий период времени превратилась в главную международную площадку обсуждения актуальных проблем безопасности на континенте. В конференции приняли участие представители высокого уровня из 48 стран Европы, Азии и Ближнего Востока, в числе которых Россия, КНДР, Венгрия были представлены министрами иностранных дел. Постепенное расширение как количества участников, так и их представительского уровня, указывает на устойчивый рост авторитета и значимости этой конференции для современной системы международных отношений. В условиях отсутствия сейчас в Европе нейтральной и беспристрастной площадки для диалога, есть все основания полагать, что значение Минска будет только расти, принимая во внимание сохранение международной напряжённости и конфронтационный политики Запада.
Приверженность миру
Минская конференция по евразийской безопасности всегда имеет особое международно-политическое значение, в первую очередь благодаря ярким и откровенным выступлениям президента Беларуси Александра Лукашенко, чьи слова точно характеризуют особенности современной мировой политики, обнажая ключевые проблемы региональной и международной безопасности. В своем выступлении лидер Белоруси отметил возросшее количество мировых конфликтов, важность принципов неделимости безопасности, пагубность западной политики давления и санкций, которая ведет к самоизоляции, а также подчеркнул открытость Белоруси к конструктивному диалогу и взаимным шагам к по снижению напряженности. Несмотря на враждебную политику Европы, Лукашенко все равно полагает, что в будущем мировом устройстве есть место и для европейцев — «В зарождающемся многополярном устройстве важнейшее место должен занять сильный Европейский союз: это одна из опор планетарной системы…Но сможет ли Евросоюз занять такое место — пока вопрос. На сегодняшний день Евросоюз очевидно находится в кризисе», подытожил он.
Позиция Белоруси по вопросам обеспечения безопасности, исходит из ее естественного геополитического положения в центре Европы, делая ее одновременно ключевым элементом европейской и евразийской безопасности. Этим и определяется непрерывные усилия Минска по поиску приемлемых форм мирного диалога и, возможно, новой формулы мирного сосуществования. «Приверженность Беларуси делу мира — не пустая риторика, а объективная необходимость. И не только мы, а весь Евразийский континент этому привержен. Кроме Запада», заявил в своем выступлении Лукашенко. Белорусь сейчас остается одной из немногих стран, чьи инициативы в области международной безопасности имеют непрерывный характер. Однако является очевидным, что без активной роли Белоруси, достижение продолжительного мира, определения новых границ и контуров военно-политической безопасности в Европе невозможно. Тем самым хотят этого в ЕС или нет, только Минск сейчас (да и в обозримом будущем) будет иметь достаточные возможности и международный авторитет для того чтобы заново начать обсуждать выработку новых принципов мирного сосуществования в Европе.
Между Востоком и Западом
Уникальность минской конференции, проходившей под общим названием «Глобальный мировой (бес)порядок и головоломка евразийской безопасности», в ее действительном охвате географического и политического пространства Евразии, вырисовывающего контуры новой архитектуры континентальной безопасности, необходимость в которой возникла не на пустом месте. Следует напомнить, что появление этого формата многостороннего диалога, стало логичным ответом на длительный процесс деградации институтов европейской безопасности — Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и других институтов ЕС в этой сфере. В совокупности с форсированным расширением Организации североатлантического договора (НАТО) на восток и постоянным стремлением стран альянса обойти ограничения по договору об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), в этом регионе были созданы все условия для обострения военно-политической ситуации и формирования общего кризиса в европейской и евразийской безопасности.
Выступавший на конференции министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто отметил в своей речи, что глобальная безопасность находится в худшем состоянии после окончания Второй мировой и «холодной войны», однако это обстоятельство должно послужить толчком к восстановлению более активного диалога. «Поэтому правительство Венгрии будет стремиться продвигать идею евразийского диалога», отметил он в своей речи. Вообще, выступление Сииярто было одним из наиболее ярких и запоминающихся на конференции, неоднократно срывавшее овации за начало своего выступления на русском языке, затем за приверженность Венгрии традиционным ценностям, вопреки либеральной идеологии ЕС, а также за предложение Будапешта, как площадки для коммуникаций между Россией и США. Пожалуй Венгрия, не в меньшей степени чем Белорусь, хотела бы выступать в качестве ключевого звена в решении вопросов евразийской безопасности. В этом плане политика двух стран, может расцениваться как наиболее рациональные и последовательные усилия по реальному стремлению к миру в регионе.
Основа новой архитектуры
Архитектура безопасности в Европе более не может опираться на прежние институты и механизмы ее обеспечения, в которых, превалировали принципы доминирования, отказа от равноправного диалога и односторонние меры давления и диктата. Так, министр иностранных дел России Сергей Лавров, в своем выступлении выразил важность признания за каждым государством равного права на выбор способов обеспечения безопасности, но это право не должно осуществиться за счет безопасности других стран.«Подлинно коллективная безопасность не может ограничиваться обслуживанием интересов узкой группы «избранных»…. Безопасность либо будет является всеобщей, либо ее не будет вовсе», подчеркнул он.
Принципы равной и неделимой безопасности для всех стран континента, являются фундаментальными основами евразийской системы безопасности. При этом Россия сейчас на практике внедряет базовые постулаты евразийской безопасности путем заключения двусторонних соглашений, которые включают гарантии безопасности с Белоруссией, всеобъемлющее стратегическое партнерство с КНДР и Исламской Республикой Иран. Евразийские страны участвуют вместе с Россией в коллективных формах обеспечения безопасности в рамках ОДКБ, активно ведут диалог по вопросам международной безопасности в составе Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС) и СНГ. Нельзя не отметить, что все эти форматы весьма гармонично сочетаются с Глобальной инициативой КНР в области безопасности формируя теоретическую и практическую основу для новой архитектуры безопасности в Евразии. Тем не менее, как показывает нынешняя ситуация в восточно-европейском регионе, следующая конференция в Минске может фиксировать уже новую геополитическую реальность в Европе, не исключая появления новых институтов и механизмов евразийской безопасности.
Усубалиев Э.Е., к.и.н., директор института.